Письменные источники фото

Классификация исторических источников в профессиональной.

письменные источники фото

В данной статье анализируются различные варианты культурологического изучения классификации исторических источников в профессиональной подготовке бакалавров. Рассмотрены научные построения историков относительно классификации источников. Главное внимание уделено развитию.

письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото

Эпидемиология войны и смуты: антропологические и.

письменные источники фото

Смутное время. Введение экспедиция института археологии ран под руководством а. В. Энговатовой в 2007, 2009 и 2010 гг. Проводила исследования кладбища при церкви иоанна златоуста на территории центральной части г. Ярославля. Этот храм известен в письменных документах с 1646 г. (1), но.

письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото

Исторические источники — википедия.

письменные источники фото

Документальные исторические источники воплощают в себе действительность, а повествовательные отображают её через сознание их авторов. Виды — ещё более мелкая градация. Под видом пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны.

письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото

Как работать с фотографиями? | уроки истории xx век.

письменные источники фото

С одной стороны, будучи визуальными источниками, фотографии предлагают учащимся информацию в более привлекательной форме, чем тексты, хотя бы даже потому, что воспринимаются они гораздо проще, чем длинные и сложные письменные источники. С другой стороны, фотографии необходимо.

письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото
письменные источники фото

Отдел письменных источников.

Отдел письменных источников — один из самых больших фондовых отделов государственного исторического музея. В его собрании хранится около 15 млн. Листов уникальных документальных памятников по истории россии xvi-xx вв. Особенность этих материалов состоит в том, что они одновременно.

По запросу «письменные источники фото» нашлось 76169 фото

Письменные Источники Фото

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основа

нии которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события [1]. ...Истори́ческий исто́чник — продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал [2]. Содержание. 1 классификация источников 1. 1 и. Дройзен 1. 2 картинки пауков ядовитых л. Н. Пушкарёв 1. 3 с.

О. Шмидт 1. 4 намеренные и ненамеренные письменные источники 2 работа с источниками 2. 1 интерпретация источников 2. 2 примеры интерпретации источников 3 условия успешной работы с источниками 4 см. Также 5 примечания 6 литература. Классификация источников [ править | править код ]. Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В xix веке в европе была распространена классификация источников на остатки и предания. И. Дройзен [ править | править код ].

Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк xix века и. Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) [3]. Согласно дройзену, речь, письмо, изображение — составляют историческую традицию. Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. П. ) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура). По мнению дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки: Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях; данные языка; обычаи, нравы, учреждения; монументы; деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы. Л. Н.

Пушкарёв [ править | править код ].

Историк л. Н. Пушкарёв [4] подразделял исторические источники на типы, роды, виды. Тип, по л. Н. Пушкарёву, «это высшая систематическая категория». Отличительной люблю україну картинки чертой типа является сам принцип хранения. Пушкарёв выделил следующие три типа исторических источников: Письменные; вещественные; этнографические; тип «письменные» исторические источники подразделялся на два рода: Документальные; повествовательные; документальные исторические источники воплощают в себе действительность, а повествовательные отображают её через сознание их авторов. Виды — ещё более мелкая градация. Под видом пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры, их внутренней формы». С. О.

Шмидт [ править | править код ]. В 1985 году с. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам. 1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). 2. Изобразительные источники: А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); б) изобразительно-графические; в) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры). 3. Словесные источники: А) разговорная речь; б) памятники устного творчества (фольклор); в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей.

К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека. 4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. Символики). 5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр. ).

6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).

Намеренные и ненамеренные письменные источники [ править картинки эмблема спартака | править код ]. Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк блок в качестве примера намеренного источника приводит «историю» геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус [5]. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка, оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам). Подчеркивая важность источников, марк блок поставил вопрос об обязательном включения в книги по истории глав об источниках и методах их изучения.

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного [6] [7], поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника [8]. По словам мишеля фуко: Все более и более полное сбережение письменных источников, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев представляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сформировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки xix века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рациональности, от её упорядоченности и от её теодицеи, — истории, отданной во власть неистовой силе вторгающегося времени [9]. — мишель фуко. Работа с источниками [ править | править код ]. Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента: Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов. Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует. Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать [10].

Интерпретация источников [ править | править код ]. Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в письменный источник его автор. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержания. На этом этапе становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя — человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации вокруг источника, решает проблему её достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, и обосновывает свою позицию. По мнению историка марка блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего средневековья.

Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов [5].

Примеры интерпретации источников [ править | править код ]. Историк культуры владимир библер считал, что вместе с созданным когда-то руками человека историческим источником из прошлого в наше время попадает «фрагмент прошедшей действительности» [11]. После позитивной идентификации источника исследователь начинает заниматься реконструктивной работой: сопоставлением с уже известными источниками, мысленной достройкой, заполнением лакун, исправлением искажений и очисткой от более поздних напластований и субъективных интерпретаций. Главным для историка является определить, действительно ли описанное в источнике или донесенное им событие — факт, и что этот факт действительно был или происходил. В результате, историк расширяет попавший в наше время фрагмент прошедшей действительности и как бы увеличивает его «историческую площадь», более полно реконструрирует сам источник, углубляет его истолкование и понимание, а в итоге — увеличивает историческое знание: Расшифровывая исторический факт, мы включаем в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и тем самым раскрываем историзм современности. Мы сами развиваемся как культурные субъекты, то есть субъекты, прожившие долгую историческую жизнь (100, 300, 1000 лет). Мы действуем как исторически памятливые субъекты [11]. Владимир библер приводит следующий пример. В 1952 году на неревском раскопе в новгороде студенты-археологи мгу во главе с a. B.

Арциховским среди целого ряда берестяных грамот xii—xiv веков обнаружили грамоту № 46 с надписью: Н в ж п с н д м к з а т с ц т… е е я и а е у а а а х о е и а…. Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки — букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «невежа писа не дума каза, а хто се цита…» — «незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…» [12]. В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами библера, расширил площадь фрагмента прошлого: …в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта xii в. Вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений [11].

Условия успешной работы с источниками [ править | править код ]. Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники — это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания. Говоря об исторических источниках, и. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать полную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследования дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок [13]. Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести сергея михайловича соловьева, автора 29-томной «истории россии».

В. О. Ключевский так писал о нём: Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования.

В области русской истории трудно быть специалистом более соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он — поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье [14]. — в. О. Ключевский. См. Также [ править | править код ]. Исторический метод источниковедение письменная история примечания [ править | править код ].

↑ иванов г. М. Исторический источник и историческое познание. — томск: изд-во тгу, 1973. ↑ медушевская о. М. Источниковедение: теория, история, метод. М. : изд-во рггу, 1996.

↑ дройзен и. Г. Очерк историки (1858) / историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. — спб. : владимир даль, 2004. — 581 с. ↑ пушкарев, л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / л.

Н. Пушкарёв. — м. : наука, 1975.

↑ 1 2 марк блок, «апология истории». Глава 2 ↑ kragh 1989, с. 121. ↑ dalton, margaret steig; charnigo, laurie. Historians and their information sources. September 2004. P. 419 n. 18.

↑ delgadillo & lynch 1999, с. 253. ↑ фуко м. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. — спб. , 1994. ↑ маковецкая в. М. Типология и критический анализ письменных исторических источников по истории змиевского района 1964—1985 годов // змиевское краеведение. — 2016.

— № 2. — с. 8-11. ↑ 1 2 3 библер в. С. Исторический факт как фрагмент действительности (логические заметки) // источниковедение: теоретические и методические проблемы. М. , 1969. Электронный ресурс ↑ янин в. Л.

Берестяная почта столетий. М.

: педагогика, 1979. Электронный ресурс ↑ савельева и. М. , полетаев а. В. Становление исторического метода: ранке, маркс, дройзен // «диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». Вып. 18. М.

: урсс, 2007, с. 68-96. Электронный ресурс ↑ ключевский в. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / сост. , вступ. Ст. И примеч. В. А. Александрова.

М. : правда, 1991. Литература [ править | править код ]. Бескровный л. Г. Очерки по источниковедению военной истории россии. — м. : издательство академии наук ссср, 1957. — 452 с. Блок м. Апология истории, или ремесло историка.

— м. , 1986. — 254 с. Бокщанин а.

Г. Источниковедение древнего рима. — м. : изд-во моск. Ун-та, 1981. — 160 с. Григорьева и. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран европы и америки. — м.

: высш. Школа, 1984. — 335 с. Данилевский и. Н. , кабанов в. В. И др. Источниковедение. — м. : росс.

Гос. Гум. Ун-т, 2004. — 701 с. — isbn 5-7281-0090-2 иванов г. М. Исторический источник и историческое познание. — томск: изд-во тгу, 1973. — 250 с. Источниковедение: теория. История.

Методические источники российской истории: учеб.

Пособие / и. А. Данилевский в. В. Кабанов, о. М. Медушевская, м. Ф. Румянцева. — м. : изд-во рос. Гос.

Ун-та, 1998. — 702 с. — isbn 5-7281-0090-2. Источниковедение новейшей истории россии: теория, методология, практика: учебник / а. К. Соколов, ю. П. Бокарев, л. В. Борисова и др. ; под ред.

А. К. Соколова. — м. : высш. Школа, 2004. — 688 с. — isbn 5-06-004521-8 источниковедение истории ссср / под ред. И. Д. Ковальченко. — 2-е изд.

— м. : высш. Школа, 1981. — 496 с.

Источниковедение древней греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. — м. : изд-во моск. Ун-та, 1982. — 240 с. Источниковедение истории древнего востока / под ред. В.

И. Кузищина. — м. : издательство академии наук ссср, 1962. — 381 с. Козлов в. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников xviii—xix веков. — м. : аспект пресс, 1996.

— 272 с. Лаппо-данилевский а. С. Методология истории / ин-т общественной мысли; подгот. Текста: р. Б. Казаков, о. М. Медушевская, м.

Ф. Румянцева; авт. Коммент. : т.

В. Гимон, м. Ф. Румянцева. — м. : росспэн, 2010 г. — 631 с. — в 2-х томах. — (библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала xx века).

Оригинал: лаппо-данилевский а. С. Методология истории. Вып. I—ii. Спб. , 1910—1913. Лихачев н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал. — спб.

: типография в. П. Мартынова, 1900. — 23 с. Лурье я. С. Логические основы критики источника / источниковедческие разыскания. 1985. Ан грузинской сср. — тбилиси, 1988.

Люблинская а. Д. Источниковедение истории средних веков: учебное пособие / отв.

Ред. В. И. Рутенбург. — л. : изд-во ленингр. Ун-та, 1955. — 374 с. — 4000 экз.

(в пер. ) пронштейн а. П. Методика работы над историческими источниками / а. П. Пронштейн, а. Г. Задера. — м. : изд-во моск. Ун-та, 1969. — 82 с.

Пушкарев л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. — м. : наука, 1975. — 282 с. Тош д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /пер. С англ. — м: издательство «весь мир», 2000. — 296 с.

— isbn 5-7777-0093-4 тихомиров м.

Н. Источниковедение истории ссср. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца xviii века. — м. : издательство социально-экономической литературы, 1962. — 495 с. Фуко м. Слова и вещи: археология гуманитарных наук: пер. С фр.

В. П. Визгина, н. С. Автономовой / вступ. Ст. Н. С. Автономовой. — спб. , 1994.

— 406 с. — isbn 5-85962-021-7 шмидт с. О. Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии. — м. , изд-во рггу, 1997 г. — isbn 5-7281-0046-5 янин в. Л. Очерки комплексного источниковедения. — м. : высш. Школа, 1986.

— 240 с. Delgadillo, roberto & lynch, beverly (1999), "future historians: their quest for information", college & research libraries: 245–259, at 253, < http://crl.

Acrl. Org/content/60/3/245. Full. Pdf+html> kragh, helge (1989), an introduction to the historiography of science, cambridge university press, с. 121, isbn 0-521-38921-6, < https://books. Google. Com/? Id=d2zy_qsq2b0c&pg=pa121&lpg=pa121&dq=%22secondary+source%22+historiography>.